О Вин Чун

Техника Вин Чун

Ближний бой в кунг-фу. «Липкие руки» — метод вин чунь.

Чи-сао, так называемое искусство «липких рук», — уникальный метод тренировок южно-китайского стиля вин чунь, который представлял мастер Ип Мэн из Гонконга. Именно Ип Мэн и познакомил меня с вин чунь. Позвольте мне сделать небольшое введение к этому уникальному методу развития чувствительности рук, сказав что овладеть чи-сао по книге практически невозможно. Чтобы овладеть чи-сао, необходим опытный инструктор, который будет последовательно посвящать учеников в тайны этого искусства. Новичок может превратить чи-сао в силовой вид борьбы, а это не только мешает пониманию, но и провоцирует контратаки противника. Чи-сао – упражнение, направленное на развитие чувства потока энергии. Партнеры соединяют руки и стараются бессознательно следовать за движениями рук друг друга. Они не задумываются над тем, как реагировать, а действуют интуитивно. Когда партнер наступает, мы уступаем; когда он уступает, мы нападаем. Мы создаем гармонию, не пытаясь противостоять противнику, дополняя его. Энергия рук напоминает текущую из трубы воду. Если резко включить или выключить воду, труба дернется. Ваша же защита должна плавно, без запаздывания вытекать из нападения противника, чтобы защита и нападение не были отделены друг от друга, а оставались единым целым. Важно не пытаться противостоять противнику  силой (физической или умственной), а приспособиться  к нему. Это основано на учении о гармонии инь-ян. До той поры, пока мы будем продолжать обдумывать и планировать свои действия, мы будем бороться силой и не чувствовать противника и, соответственно, не сможем использовать инь-ян. В стиле вин чунь чи-сао выполняют как одной рукой, так и двумя. Гармония и противостояние силы рук учат занимающихся использовать непрерывный энергетический поток. Человек должен уметь управлять энергией, не позволяя ее потоку останавливаться или прерываться. Со временем энергия будет все больше напоминать воду, а трещина, в которую эта вода может уйти, будет сужаться.

 

В чи-сао каждый партнер пытается одержать верх. Овладев течением энергии, защищающийся маневрирует в энергии нападающего, как лодка в волнах, старается победить противника его же силами. Таким образом получается, что партнеры — две половинки одного целого.

 

За исключением упражнений с одной рукой локти в чи-сао не разводятся в стороны.  Для вин чунь это имеет важное значение, потому что боец  должен уметь чувствовать запястьем неожиданную агрессию или, набарот, расслабление противника. Как уже было сказано, локоть должен оставаться неподвижным, в то время как предплечье и  кисть должны быть гибкими и восприимчивыми к движениям противника. Руки в чи-сао должны быть  мягкими, но не поддаваться силам противника, сильными  и твердыми, но не жесткими.

 

В нападении чи-сао вин чунь использует, главным образом, энергию прямых движений, а в защите — как прямых, так и дугообразных. Боец стиля вин чунь старается оставаться в центре, чтобы противник двигался вокруг него. Он учится продвигаться в нужном направлении, не открывая противнику центральной линии. Движение энергии чи-сао напоминает ручей, который не останавливается ни на минуту. Если остановиться на одном предмете, то получится «энергетический разрыв». Принцип чи-сао заключается в том, что вы чувствуете движение противника, но не позволяете разуму остановиться на этом. Вы продолжаете борьбу, обращая наступление противника против него же. Как только ваш разум останавливается на каком-то предмете — будь то прием противника или ваши собственные действия, способ движения или что-либо еще, — вы не можете больше оставаться хозяином положения и становитесь жертвой противника. Настраивая себя против противника, вы отдаете ему свой разум. Забудьте о победе и даже о себе (инь и ян не должны противопоставляться друг  другу, они — одно целое).

 

Гуань-инь, богиню милосердия, иногда изображают с тысячью рук, в каждой из которых по инструменту. Если ее разум остановится на мече, то она не сможет использовать все остальные 999 рук. И лишь потому, что она не останавливает свой выбор на каком-то инструменте, а использует их все по очереди, они все приносят ей пользу.

 

Например, если человек смотрит на дерево и видит красный лист, поток его мысли останавливается на нем и не замечает остальные листья. Если же целенаправленно посмотреть на дерево как на одно целое, не выделяя каких-либо его частей, то увидишь все дерево,  целиком. Таким образом получается, что один лист может помешать видеть все остальное, и если разум ни на чем не останавливается, то можно увидеть тысячи листьев. Следующая проблема заключается в том, где должен быть разум во время спарринга (то есть тренировки чи-сао). Если направить все мысли на движения противника, то, кроме них мы ничего другого замечать не будем. Если наша цель — победить противника, то мы не сможем думать ни о чем другом. Если думать только о том, как защищаться, то мозг будет занят только этим. Некоторые бойцы советуют помещать мозг в низ живота, непосредственно под пупком, что позволит приспосабливаться к изменениям обстоятельств. Это  довольно разумное решение, и действительно, пока тренируешься разум стоит держать именно в этом месте. Но, с другой стороны, если все время помнить о том, что наш разум располагается внизу живота, то ни о чем другом думать не сможешь, а это именно то, чего мы и опасались. Если мы поместим разум в правую руку, то все остальное тело останется без внимания. Того же результата мы добьемся, поместив его в левую руку, или в ногу, или в любую другую часть тела. Дело в том, нельзя «запирать» его в одном месте. Разум должен наполнять все тело. Позвольте умственной энергии перетекать из одного органа в другой. Это позволит вам, когда нужно, использовать руки, не тратя лишних сил (если отвести разуму определенное место в организме человека, он будет оставаться неподвижным и потеряет свои ценные качества). Считается, что разум должен распределяться равномерно и заполнять, таким образом, все тело. Частичность или неравномерность противоречат принципам чи-сао. Если не разделять разум, то он растворится в организме и сможет оказать должный прием противника, когда тот решит напасть. В зависимости от того, что от вас требуется — удар руками или ногами, вы всегда будете к этому готовы. Разум не способен подвести вас, так как ему не приходится выбираться из того места, куда вы его поместили (например в низ живота), и тратить время на то, чтобы добраться до части тела, которую вы избрали своим оружием.

 

НЕ КОНЦЕНТРИРУЙТЕ ВНИМАНИЕ

 

Итак, способность не концентрировать мысли — это конечная цель духовной тренировки. Нигде значит везде. Если разум заполняет одну десятую тела, значит, остальные девять частей останутся без него. Боец кунг-фу должен научиться отделять себя от разума, поэтому в тренировках чи-сао нельзя ничего предварительно планировать, рассчитывать или готовить. Вы должны напоминать мертвеца. Разум — это то, что отличает человека от животных. Но когда мозг руководит нашими действиями, природные инстинкты теряют силу, и все команды мозга обретают оттенок намерения или расчета — это означает, что связь между разумом и конечностями прервалась, так как отдающий приказания и исполнитель становятся независимыми друг от друга. В дуализме (ян противостоит инь) человек не может быть единым целым.

 

В чи-сао не нужно думать, и этот принцип можно применять во всем, что мы делаем, в том числе и в танцах. Если танцор следит за тем, чтобы его движения были красивыми, его нельзя назвать хорошим танцорм – ведь он задумывается над каждым своим шагом! В любом деле важно забыться и слиться с работой. Разум контролирует все движения и не позволяет спонтанности взять верх. Если колесо плохо держится на оси, оно проворачивается, а если слишком туго, то не сдвинется с места. В дзэн говорят: «Даже тигр не может просунуть коготь в душу, свободную от мыслей и чувств». В чи-сао нет понятия страха, комплекса неполноценности, неприятных чувств и т. п. Это искусство абсолютной свободы, когда ничто и никто не может остановить движение. Оно течет своим курсом, как вода. Оно, как ветер, есть везде.

 

Поначалу, как и в любом другом искусстве, ученик кунг-фу старается изо всех сил. Нужно освоить приемы. Но до тех пор, пока он будет к чему-то стремиться, например к успехам, или стараться показать, чему научился, или победить остальных, или просто овладеть  искусством боя, он будет совершать много ошибок, которых можно избежать. Почему? Потому что его сознание или самосознание полностью занимает его внимание, не давая расти. Нужно освободиться от сознания и отдаться тому, что от вас требуется настоящим моментом. Нужно освободиться  от желания

 

-победить;

-использовать технические хитрости;

-показать все свои навыки и умения;

-играть пассивную роль;

-освободиться от перечисленных желаний.

Прямой удар кулаком в вин чунь

 

Искусство прямого удара (по прямой линии) кулаком — базовый навык, основанный на научном знании. Это техника — результат тщательной тысячелетней работы. Прямой удар должен быть очень быстрым и точно рассчитанным. Дело в том, что прямая — наиболее короткое расстояние от вас до противника, если сравнивать ее, например, с траекторией кругового удара (это все верно и для ударов ногами), так что прямой удар будет достигать цели гораздо быстрее остальных. Кроме того, прямой удар вертикальным кулаком (чун-чуй) гораздо точнее боковых ударов (крюка и свинга), кроме того, он наилучшим образом использует всю длину руки. Важно не начинать прямой от бедра, чему учат большинство школ боевых искусств. Это неестественно и требует больших затрат энергии, ведь расстояние до противника при этом увеличивается. Лучше начинать удар и не от плеч, а от центра тела. При этом кулак надо держать вертикально, большим пальцем вверх. Удар идет по дуге, которая заканчивается перед вашим носом, то есть на центральной линии. Удар будет сильнее, если немного повернуть руку запястьем вниз, а затем, в момент контакта быстро развернуть, вкладывая в удар дополнительную силу вращения. Удар должен быть направлен  в центр лица противника. Он наносится тремя нижними суставами кулака, и каждый раз вы должны вкладывать в удар вес тела. Удар должен выполняться очень быстро и  из любой точки (опять-таки не начинайте его от пояса), он должен быть резким. Начинать его нужно быстро, но без напряжения. Сконцентрируйте всю энергию в точке контакта с целью. Не используйте только силу рук  и рассчитывайте время. Следите за положением ног и движениями корпуса, помнете о своей цели, которая на 5 см глубже любой точки, выбранной вами на тела противника. Делая шаг вперед, помните, что ногу надо опускать на землю только после попадания в цель — за счет этого удар получится сильнее. Во время удара не опускайте другую руку. Например, если правой рукой вы наносите высокий удар, левая должна быть ниже локтя правой, чтобы защищать центральную линию. Аналогично при ударе левой рукой правая рука закрывает грудь.

 

Отрывок из книги Дао Кунг Фу Грандмастера Брюса Ли

 

О самозащите

Что вы будете делать, если на вас нападут на улице? Попробуете постоять за себя и отбиться? Или, извините за вопрос, постараетесь убежать? А что, если вы не один? С вами кто-то из близких? Вот над этим нужно подумать. Почти в каждой газете упоминаются случаи нападений на улице, причем не только на пустынных задворках, но и в развитых центральных районах. Понятно, что нужно уметь постоять за себя. Старая мудрая пословица гласит: «Кто предупрежден, тот вооружен», и цель моих размышлений о самозащите не только предупредить вас, но и вооружить  практическими навыками, которые можно использовать, независимо от роста или силы нападающего.

 

Самозащита — это не шутка. Конечно, вы постараетесь отбиться, чтобы не пострадать, но должны быть готовы к боли. Мой метод самозащиты не спасет вас от синяков, но поможет выйти победителем и избежать серьезных неприятностей и травм. Если удар противника все-таки достигнет цели, придется – по крайней мере на время – забыть о боли и, вместо того чтобы сдаваться, использовать ее для подъема своего боевого духа.

 

Помните: нападающий на улице хулиган хочет причинить вам вред, но редко готов встретить отпор. Если вы поведете себя необычно, его самоуверенность упадет, по крайней мере, на 50%, а значит, нападение не будет столь эффективным, и вы будете иметь психологическое преимущество.

 

Возможно, это звучит не очень вдохновляющее, но шансы того, кто на вас нападет, когда вы будете в очередной раз возвращаться вечером домой в одиночестве, значительно уменьшатся, если вы будете настороже. Обращайте внимание на всех, кто идет за вами или к вам. Идите либо по центру дороги, либо по внешнему краю тротуара. Прислушивайтесь к шагам и присматривайтесь к теням: приближаясь к фонарю, вы увидите перед собой тень  любого, кто идет следом. Помимо уличных фонарей вам поможет свет из окна или от фар проезжающей мимо машины. Если вы заметили тень, сразу обернитесь и посмотрите, кто это. Естественно, избегайте темных мест.

 

На тихих дорогах с тротуарами идите по внешнему краю тротуара. Это уменьшает возможность нападения из дома или сада с целью ограбления или чего-то хуже. Из  тех же соображений я рекомендую ходить по центру дороги, если специальных пешеходных дорожек не предусмотрено или нет фонарей. Если есть возможность, можно попробовать оторваться от подозрительного человека и перейти на другую сторону дороги. Если он пойдет следом, то вам, по крайней мере, все станет ясно. Опять-таки повторю, что успех уличного нападения  зависит, в первую очередь, от того, насколько оно будет неожиданным, а если вы к нему готовы, то шансы грабителя на победу уменьшаются по крайней мере вдвое. Главное — заметить нападающего. Это позволит вам закричать или подготовиться к отпору. Конечно, лучше произвести как можно больше шума, потому что так можно испугать хулигана.

 

Надеюсь, я не запугал вас и вы не будете бояться ходить по улице. Я не ставил себе этой цели, но, судя по газетам, нападений на мирных жителей становится все больше. Специфика применения кунг-фу как средства самозащиты в том, что движения переходят одно в другое без перерыва. Защита — это нападение, а нападение — защита. Одно переходит в другое. Приемы кунг-фу требуют от вас резкости, но в то же время неразрывности движений. Они направлены непосредственно на цель, поэтому прямые и быстрые. Главный принцип этого искусства — простота: нужно добиться желаемого, затратив при этом минимум сил и времени. Кунг-фу подходит как мужчинам, так и женщинам.

 

Обычно нападающий пытается запугать свою жертву самоуверенностью, жестоким выражением лица либо внушительными размерами, хотя ни то, ни другое, ни третье не является залогом его победы. Он руководствуется обычной психологией: маленького человека пугают большие люди. Не позволяйте ему обмануть вас! Не обращайте никакого внимания на его рост, самоуверенность, выражение лица, слова. Это все направлено на то, чтобы победить вас психологически, но вовсе не означает, что хулиган на самом деле силен и умеет драться. Конечно, все перечисленное важно, но не забывайте мудрую аксиому: «Чем больше шкаф, тем громче он падает». По росту и размеру тела нельзя судить о силе и навыках нападающего. Это бойцы китайских единоборств прекрасно знают. Маленький человек нередко гибче и проворнее, чем большой и реакция у него гораздо лучше. Всегда помните об этом, когда вступаете в бой.

 

Используйте слабые стороны противника — это главным образом равновесие и его же движения. Помните, что, как только вы замешкаетесь или остановитесь, у более сильного противника появится возможность показать вам свою силу. Этого не произойдет, если вы будете все время двигаться, и чем быстрее, тем лучше.

 

Если на вас нападает хулиган, важно помнить: у него есть цель. Он намерен получить то, что хочет, не задумываясь о том, на что вы способны. Если ваше поведение не будет соответствовать его ожиданиям, он будет выбит из колеи, его самоуверенность уменьшится, и он либо откажется от идеи нападения, либо убежит — тогда вы сможете расслабиться.

 

Отрывок из книги Дао Кунг Фу Грандмастера Брюса Ли

 

 

А. Задбоев. Моя концепция Вин Чун

Моя концепция Вин Чун

Андрей Задбоев

Среди поклонников китайских боевых искусств, винчун – особый случай. Одни называют его «суперстилем», другие ругают почем зря. Часто приходится слышать, что техника винчун несовершенна и нуждается в «доработке». Ещё чаще авторский стиль какого-либо мастера выдают за аутентичную технику винчун. С историей винчун тоже не всё ясно. Легендарная «история» винчун была написана в 50-х годах в Гонконге одним из учеников Ип Мана (Е Цзивэня) по имени Ли Мань. Настоящая история крайне запутана и противоречива. Связь между популярностью винчун и деятельностью Брюса Ли также весьма косвенная. После смерти Брюса Ли, его имя стало брэндом, который использовали для саморекламы его многочисленные «братья по школе».

 

Винчун – очень привлекательный стиль для «ленивых» людей. На родине винчун, в городе Фошань, им занимались выходцы из наиболее обеспеченных слоев населения (купцы, фабриканты, чиновники). Большинство южнокитайских стилей происходит из шаолиньской традиции и основана на низких широких позициях. Первые несколько лет посвящается мабу чжуангун (стоянию в «позиции лошади»). В школах винчун всё совершенно не так. Обычно, сначала изучаются сольные и парные формальные упражнения, затем работу на манекене и свободный поединок. Благодаря тому, что упражнения с партнером даются буквально с первых шагов, практического применения техники можно достичь очень быстро. Но плюсы винчун плавно перетекают в его минусы. Большое количество парной работы не оставляет времени для наработки действительно крепкой двигательной базы.

 

Начинающий заниматься винчун всегда находится перед выбором: тренироваться в одиночестве и совершенствовать «внутреннее усилие», или тренироваться вместе с партнером и быстро достичь практического результата. Чаще всего практикуется второе. Так появляются технически очень продвинутые ученики, не имеющие никакой «внутренней силы» (о таких говорят, «цветочные кулаки, парчовые ноги»).

 

Основной проблемой современных стилей винчун, на мой взгляд, является выделение какого-то одного аспекта тренировки винчун (чисао, манекена, цигун, свободного боя, тренировки форм или коротких связок) в ущерб остальным её видам. Например, «душой винчун» часто называют чисао («липкие руки»). Во-первых, чисао (тешоу) существует не только в винчун. Во-вторых, в винчун существуют несколько видов парной наработки, а чисао – всего лишь один из них. Иногда базу винчун строят на наработке ингун – «жесткого цигун», приводящего к гипертрофии мышц, и соответственно к резкому повышению общего уровня силы, которой пытаются подменить «внутреннее усилие». Чаще всего винчун просто «перекраивают» под спарринги по спортивным правилам, упрощая и без того незамысловатую технику до уровня дворового бокса.

 

Нужно быть реалистами. Изучать винчун можно всю жизнь, но на базовые навыки отводится не так уж много времени – всего несколько лет (от года до трех). Преобладание одного из видов наработки может происходить только за счет других её видов. Следовательно, базовый навык получается недостаточно полным. В таком случае ученик никогда не сможет достичь гунфу («мастерства»). Даже если впоследствии удастся попасть в руки хорошего наставника, на то, чтобы расстаться с неправильными стереотипами, потребуется много времени и сил.

 

Идея заключается в том, что в начале обучения нужно тренировать не только и не столько технику винчун («цюаньфа»), сколько методы наработки («гунфа»). Это «методы взгляда» («янфа»), «методы тела» («шэньфа»), «методы шага» («буфа»), «методы рук» («шоуфа») и «методы ног» («туйфа»). Всё вместе это создает основу («каркас», «движок» и т.п.) для дальнейшей практики винчун. Скорость прогресса в гунфа ограничена естественными возможностями тела (скоростью изменений в мышцах и сухожилиях). Говорят, что «прежде чем вложить меч в руку ребенка, нужно сделать из него воина». Имея хорошую основу, можно приступать к изучению формальных упражнений, которые содержат в себе опыт предыдущих поколений мастеров, и заниматься парными наработками.

 

Настоящее различие между стилями винчун состоит в способах «выдачи усилия». В одних школах используют «усилие в один цунь», в других «усилие вертикального кнута», в третьих «камень на веревке». Требования к положению тела, способам шага и взгляда остаются одинаковыми. Различие состоит в методах рук и ног. При этом шоуфа и туйфа – это совсем не приемы, а лишь методы подготовки тела к их выполнению.

 

Винчун – не фабрика по производству бойцов. Подход может быть только индивидуальным. Корректировка позиций возможна лишь под руководством наставника. Самостоятельно достичь правильного выполнения очень трудно. Для этого недостаточно простого соблюдения заученных правил. С другой стороны, точно представляя себе конечную цель гунфа, можно самостоятельно находить наиболее эффективные способы её достижения.

 

Современные стили винчун могут быть очень непохожи по методам тренировки, но в практическом применении имеют очевидное сходство. Это происходит потому, что в основе винчун лежит единая система тактических принципов и их практических решений. Сама по себе тактика – вещь сугубо индивидуальная. Стилевой же принцип реализуется в каждом конкретном приеме. Это опыт предыдущих мастеров, позволяющий сэкономить время, так необходимое до момента получения собственного. Таким образом, приемы – это те необходимые «костыли», без которых перспектива овладения «свободным боем» отдаляется в необозримое будущее. Практическая ценность немногочисленных, но как ни странно, весьма популярных «стилей без стилей» (ицюань, джеткундо и т.п.), оказываются тождественной индивидуальному уровню подготовки бойцов, которого они достигли, занимаясь ранее каким-нибудь другим, более «приземленным» стилем. Прежде всего, приемы – это методы воздействия на тело человека. Количество способов повредить чужое здоровье достаточно ограничено, и обычно, они все уже давно и хорошо известны. Современные творцы личных боевых систем экспериментируют с методикой, тактикой, усилиями, но когда доходит дело до практического применения, используют всё те же старые добрые способы вызвать нокаут толчком кулака в подбородок или болевой шок пинком в пах. С другой стороны, практически владея определенным набором поражающих техник, можно выстроить «под себя» тактику, самому устанавливая (или нарушая) свои же собственные правила. В этом и состоит проявление «творчества», которого так не хватает многим любителям создавать новоделы. Винчун, даже в самом своем изощренном варианте, представляет собой всего лишь около полусотни таких приемов, представляющих собой одновременные смещение шагом с линии атаки, контроль и удар. Одно движение решает сразу три проблемы: избегание атаки противника, проход сквозь его защиту и поражение уязвимой точки. Последнее наиболее важно. Дело в том, что различия в видах «усилия» напрямую зависят от особенностей тех целей, поражение которых обеспечивает выполнение тактической задачи. Например, на горло можно воздействовать с помощью захвата и смещения трахеи с помощью большого пальца в сторону, восходящего удара в кадык кулаком, или тычка двумя пальцами вниз. Исходя из этого, преимущество в схватке будет на стороне бойца с большим количеством «готовых решений», поскольку он может менять тактические установки по ходу боя. Необходимо сказать ещё об одно очень важной вещи. Нельзя тренировать имитацию усилия. Т.е. тренировка приема заключается совсем не в повторении общей схемы движения (без полновесного контакта) на несопротивляющемся партнере. Без неоднократного реального применения усилия говорить о устойчивом практическом навыке не приходится. Существует только один способ обучить свое тело правильному применению усилия – это настоящий бой. В те времена, когда возник винчун, недостатка в реальной практике никто не испытывал. Наоборот, возникала потребность максимально ограничить количество возможных конфликтов, так как ставкой обычно была жизнь. Добить поверженного врага у китайцев было в порядке вещей. Поэтому, прежде чем применить свое мастерство, ученик должен был быть уверен, что его навык действительно хорош. Для того, чтобы отрегулировать правильность позиции, контроля и усилия, в винчун имеется собственный способ – наработка приемов на деревянном манекене. Тренировка чисао («склеенных рук») может осуществляться только после того, когда есть «что склеивать». Но даже самый хитроумный манекен – всего лишь последний тест на прочность перед реальной практикой. К последней не относится спортивный спарринг. Спорт – это способ воспитания «сильной личности» путем преодоления собственного несовершенства. Противник в спортивных единоборствах подбирается с максимально похожими физическими показателями. Он не является противником в полном смысле этого слова, а служит всего лишь объектом для реализации собственных скрытых возможностей. В реальном бою главное даже не выжить, а выполнить поставленную задачу любым путем. Навык поражения уязвимых частей тела противника – всего лишь инструмент, один из многих возможных. Нравится это современным любителям боевых искусств, или нет, но не рискуя собственной жизнью научиться чему-либо действительно стоящему совершенно невозможно. Изменяя кондиции своего тела, приобретая способность воздействовать на другого человека с заранее ожидаемым результатом, и регулярно находясь в опасных ситуациях, можно действительно быстро и эффективно научиться винчуну.

Такова, вкратце, идея. Тренировать тело, изучать приемы и практиковать только в реальном бою.

С уважением ко всем любителям винчун, и не только винчун…

Задбоев А.А.